Услуги репетитора
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
ЕГЭ(Перейти к кодификатору ЕГЭ)
1.1 Потребности и интересы
Каталог материалов
- - Потребности и способности. Обществознание 6 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
- - Потребности и способности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- - Потребности и интересы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
- - Задание на установление соответствия. ЕГЭ
- - Выбор лишних позиций из списка. ЕГЭ
- - Задание на составление сложного плана. ЕГЭ
- - Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
- Онлайн-школа с 5 по 11 класс
- специализированные курсы по подготовке к ЕГЭ, ГИА и олимпиадам
- Готовься к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, подтягивай и углубляй свои знания по всем школьным предметам, не выходя из дома
Терминология
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
потребность
интерес
Вернуться к каталогу материалов
На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)
Знать основные понятия
- потребность, интерес
- типологию потребностей
Раскрывать на примерах
- биологические, социальные и духовные потребности
Вернуться к каталогу материалов
Потребности человека.
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
Вернуться к каталогу материалов
Потребность. Классификация потребностей.
У человека есть физические и психические нужды. Чтобы жить, он должен их удовлетворять. Так проявляется потребность.
Потребность — нужда в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности.
Важно понимать, что удовлетворить какую-либо потребность раз и навсегда невозможно. Нельзя, например, один раз наесться или напиться, наобщаться с друзьями — и больше никогда в этом не нуждаться. Удовлетворённые потребности обязательно возникают вновь и побуждают человека к активной деятельности.
Виды потребностей
Потребности многообразны, поэтому учёные предложили для них разные классификации. Чаще всего потребности разделяют на биологические, социальные и духовные:
- биологические потребности — потребности человека как индивида: сон, пища, дыхание, самосохранение, продолжение рода;
- социальные потребности — потребности человека как личности: общение, самореализация, общественное признание;
- духовные потребности — потребности человека как индивидуальности: знания, творчество, постижение прекрасного.
Потребности находятся на разных уровнях и без удовлетворения, например, биологических потребностей, человек не в состоянии удовлетворять духовные. Более того, если биологические потребности не удовлетворены, человек просто не думает о поиске смысла жизни и своего места. Его основная задача — выжить.
Приведённая классификация потребностей на биологические, социальные и духовные основывается на теории американского психолога Абрахама Маслоу. Он считал, что все потребности человека подразделяются на первичные (существующие у человека при рождении), и вторичные (приобретаемые в ходе жизни). Не удовлетворив первичные потребности, человек не может удовлетворить вторичные. Все человеческие потребности Маслоу изобразил в виде пирамиды, которая впоследствии получила название «пирамида Маслоу».
Все потребности человека можно разделить на первичные и вторичные.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными.
- Физиологические (они же — органические, биологические, естественные) потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, жилище, отдыхе, дыхании, воспроизводстве рода и т. д.
- Экзистенциальные потребности (от лат. exsistentia — существование, сущность) — это потребность в безопасности, в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в завтрашнем дне.
Вторичные потребности являются по своей природе психологическими и приобретаются по ходу жизни.
- Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании).
- Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности, достижении успеха.
- Духовные потребности — это потребности в самовыражении, самоактуализации, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей:
- не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере;
- потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Удовлетворение потребностей напрямую связано с уровнем способностей человека.
Потребности также можно подразделять на мнимые и подлинные. Мнимые (ложные) потребности, если их удовлетворить, как правило вредят человеку. К таким например, относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. Удовлетворение же подлинных потребностей способствует развитию положительных качеств в человеке.
Мнимые потребности человека – это ценности, сформированные под воздействием общества. Удовлетворение мнимых потребностей не решает никаких задач и не приносит никакой пользы для человека. Удовлетворение мнимых потребностей – это лишь трата времени и других ресурсов (денег, здоровья, сил). Мнимые потребности навязаны из вне, их удовлетворение не несет пользы для человека.
Примеры мнимых потребностей
Примеров мнимых потребностей сотни тысяч, по сути весь современный маркетинг нацелен на создание мнимых потребностей. В этом заключается смысл общества потребления. Вот несколько примеров мнимых потребностей:
- 99% потребителей использует не более 5% функций смартфона. Товар приобретается только за счет того что он есть у всех, это такой эффект стадного чувства в продажах.
- Пришёл ваш друг и рассказал вам: что он занимается нумизматикой и это здорово и интересно. И вы тоже решаете заниматься нумизматикой, но через небольшой промежуток времени вам это становится не интересно, и вы бросаете.
- Зашли вы в вагон метро и увидели, что все носят джинсы, и вы тоже пошли и купили джинсы.
Роль потребностей в деятельности человека
Все без исключения потребности выступают в качестве мотивов деятельности человека. По сути человек начинает действовать только тогда, когда существует какая-то неудовлетворённая потребность. Потребности для человека — своего рода вечный двигатель.
Кроме того, своё значение имеется и у каждого вида потребностей:
биологические потребности обеспечивают жизнедеятельность человека;
социальные потребности способствуют социализации человека, то есть его становлению как личности;
духовные потребности способствуют самосовершенствованию человека, становлению его как развитой личности.
Вернуться к каталогу материалов
Интерес
Потребности лежат в основе интересов и склонностей человека.
Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Виды интересов.
По их носителю:
- индивидуальные;
- групповые;
- общественные.
По направленности:
- экономические;
- социальные;
- политические;
- духовные.
По степени осознанности и возможности осуществления:
- реальные;
- мнимые
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Вернуться к каталогу материалов
Схема "Пирамида потребностей Абрахама Маслоу"
Вернуться к каталогу материалов
Потребности и способности. Обществознание 6 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Источник: Обществознание 6 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс
Вернуться к каталогу материалов
Потребности и способности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"
Вернуться к каталогу материалов
Потребности и интересы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия. ЕГЭ
Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Выбор лишних позиций из списка. ЕГЭ
Ниже приведён перечень терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности»:
1) в пище; 2) в отдыхе; 3) в еде; 4) в красоте; 5) в поддержании теплового баланса; 6) в защите; 7) в друзьях.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление сложного плана. ЕГЭ
Используя материалы темы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Потребности и интересы человека в структуре деятельности». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых три или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС Урок 12. Виды и функции рынков
- Собственность и её формы
- ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
- Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
- Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.
- Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
- Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
- Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
Информация
Пользовательское соглашениеРеклама на сайте