Услуги репетитора

Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса "Учитель года", обладателя премии Президента РФ "Лучшие учителя России" Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com

С уважением: Историк.RU (об авторе)


Подготовка к ГИА по истории и обществознанию Преимущества курса Стоимость курса Стоимость услуг репетитора

Заказать курс или услуги репетитора


ЕГЭ

(Перейти к кодификатору

2.3 Типы экономических систем


Каталог материалов



Базовые знания
Лекции
Схемы и таблицы
Видео и аудиоматериалы
Проверь себя!
Литература для самоподготовки

Базовые знания

Терминология

Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


экономическая система

– способ организации экономической жизни.
Различают следующие виды экономических систем:

традиционная

– главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение.

командная

– для такой экономической системы характерна государственная собственность на факторы производства. Решение основных вопросов, определение цен на товары и услуги централизованно осуществляется государством.

рыночная экономика

– решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск. Характерные черты – частная собственность, изобилие товаров и услуг, конкуренция.

смешанная

– существуют различные модели смешанной экономики. Распространенной является смешанная рыночная экономика, в рамках которой государство компенсирует несовершенства рынка, борясь с монополиями, производя общественные блага и заботясь о нетрудоспособных группах населения.

Вернуться к каталогу материалов


На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ (рекомендации ФИПИ)


Знать
- типологию экономических систем
Характеризовать
- типы экономических систем
Устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
- экономических систем
Раскрывать на примерах
- экономические системы
Уметь составлять сложный план по теме
- «Экономические системы»

Вернуться к каталогу материалов


Лекции

Что такое экономическая система?

Экономическая система
1) способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствии с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов;
2) установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта;
3) организация экономической жизни.

Вернуться к каталогу материалов

Типы экономических систем

Тип экономической системы характеризуется:
1) формами собственности;
2) способами распределения ограниченных ресурсов;
3) способами регулирования экономики.
Наиболее распространенная классификация 1) традиционная; 2) командная (централизованная); 3) рыночная; 4) смешанная.
В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.
Традиционная– способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. Вопросы, какие товары и услуги для кого и каким образом производить, решаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
Черты традиционной системы:
- основа экономики - натуральное хозяйство (продукция производится не на продажу, а для собственного потребления);
- прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;
- внеэкономическое принуждение к труду;
- координация экономической деятельности осуществляется на основе традиций;
- отсталые технологии и ручной труд;
- в основном производят продукцию сельского хозяйства
- основой является общинная (общественная) и частная (рабовладельческая, феодальная) собственность на средства производства; распределение труда, в основном, по половозрастному принципу.
Такой тип экономики был характерен для периодов Древности и Средних веков. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании. Преимущества: 1) стабильность общества; 2) достаточно высокое качество производимых благ.
Недостатки: 1) отсутствие технического прогресса; 2) слабая приспособляемость к изменению внешних условий; 3) ограниченность числа производимых благ.
Командная (централизованная, директивная, плановая)– способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.
Черты административно-командной системы:
- государственная собственность на средства производства;
- монополизация (в основном, крупные предприятия) и бюрократизация экономики;
- централизованное управление;
- контроль государства за производством и потреблением;
- отсутствие материальной заинтересованности в результатах труда;
- разветвленная система социальных гарантий;
высокий удельный вес военно-промышленного комплекса, который выступает основным потребителем ресурсов и квалифицированной рабочей силы;
- централизованная затратная система цен, которая не позволяет реально оценивать экономическую эффективность.
Классическим примером такой организации хозяйственной жизни являлась экономика Советского Союза. В настоящее время плановая экономика частично сохранилась в Северной Корее и на Кубе.
Преимущества: 1) способность сконцентрировать все силы и средства общества для решения какой-либо проблемы (мобилизационные возможности); 2) гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая уверенность в будущем; 3) позволяет избежать безработицы, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счёт искусственного сдерживания роста производительности труда.
Недостатки: 1) невозможность точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ресурсы, что приводит к перепроизводству одних товаров и дефициту других; 2) отсутствие стимула к выпуску качественных товаров; 3) отсутствие экономической свободы у граждан.
Рыночная – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находится в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности, экономическая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами за свой счёт, все основные решения принимаются ими на свой страх и риск.
Основы рыночной системы: 1) право частной собственности; 2) экономическая свобода; 3) конкуренция. Частная собственность – признаваемое обществом право отдельных граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться определённым объёмом (частью) любых видов экономических ресурсов.
Черты рыночной системы:
- преобладание частной собственности;
- наличие свободной конкуренции;
- свободное ценообразование - цена складывается в результате свободного взаимодействия спроса (покупателей) и предложения (продавцов и производителей) на рынке;
свобода предпринимательской деятельности.
Преимущества: 1) гибкость, способность приспосабливаться к изменившимся условиям; 2) наличие стимулов к техническому прогрессу; 3) рациональное (???) использование ресурсов.
Недостатки: 1) неспособность обеспечить равенство доходов, стабильно высокий уровень жизни; 2) слабый интерес к фундаментальным научным исследованиям; 3) нестабильность развития (кризисы, инфляция); 4) неэффективность использования невосполнимых ресурсов; 5) отсутствие полной занятости и стабильности цен.
Смешанная экономика – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.
Степень этих «в основном»и «при значительном участии» может отличаться, поэтому можно также классифицировать более подробно и смешанные экономические системы, например, выделяют скандинавскую, японскую и иные модели.
Черты смешанной экономики:
- сочетание различных секторов экономики (государственного и частного);
- разнообразие форм собственности;
- государственное регулирование экономики;
широкие социальные гарантии.
По своей экономической эффективности смешанные экономики некоторых стран могут значительно различаться. Классическими странами со смешанной экономикой являются Швеция и Дания
Главные вопросы экономики
Каждая экономическая система по-разному отвечает на три вопроса:1) что производить?; 2) как производить?; 3) для кого производить?
Что производить?
1) традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;
2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;
3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.
Как производить?
1) традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
2) централизованная: определяется планом;
3) рыночная: определяют сами производители.
Для кого производить?
1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;
2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;
3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.

Источник: Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. / Боголюбов Л.Н. и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - Изд. 4-е. - М.: Просвещение, 2009. - 349 с. (& 3)

Вернуться к каталогу материалов


Схемы и таблицы

"Экономическая система"

?

Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


Вернуться к каталогу материалов


"Основные типы экономических систем"

? ?

Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


Вернуться к каталогу материалов


"Смешанная экономическая система"

?

Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко

Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»

Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»


Вернуться к каталогу материалов


Видео аудиоматериалы

Главные вопросы экономики. Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс


Источник: Обществознание 8 класс. Онлайн-Школа с 1 по 11 класс

Вернуться к каталогу материалов


"Экономические системы". Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Источник: Фоксфорд.Учебник по обществознанию

Центр онлайн-обучения "Фоксфорд"


  • Реклама. ООО Фоксфорд, ИНН 7726464100

  • Вернуться к каталогу материалов


    Экономические системы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)


    Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)

    Вернуться к каталогу материалов


    Проверь себя!

    Задание на составление сложного плана


    Используя лекции, схемы, видеоматериалы, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономические системы». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
    (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

    Ответ


    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие экономической системы
    2. Основные признаки традиционной экономики
    а) Преемственность традиций
    б) Сельское хозяйство как основная отрасль экономики
    в) Общинная форма собственности
    г) Натуральное хозяйство
    3. Основные признаки командной экономики
    а) Централизованное планирование
    б) Сельское хозяйство, промышленность и внешняя торговля как основные отрасли экономики
    в) Государственная форма собственности
    г) Административное ценообразование
    д) Монополизация рынка
    4. Основные признаки рыночной экономики
    а) Свобода предпринимательства
    б) Сфера услуг как основная отрасль экономики
    в) Частная форма собственности
    г)Свободное ценообразование
    д) Конкуренция
    5. Основные признаки смешанной экономики
    а) Приоритетность рынка
    б) Сочетание государственного и частного сектора в экономике
    в) Обеспечение стабильности экономического роста
    г) Государственная поддержка бизнеса
    Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на установление соответствия


    Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

    ?

    Ответ

    21121

    Вернуться к каталогу материалов

    Задание на поиск черт сходства и отличий


    В приведённом списке указаны черты сходства централизованной экономической системы с традиционной, а также черты отличия централизованной системы от традиционной. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сход­ства, а потом — порядковые номера черт от­личия.

    ?

    Ответ

    2413

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на раскрытие торетических положений на примерах


    В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.


    Ответ

    1. «Что производить?» — например, решается с учётом покупательского спроса;
    2. «Как производить?» — например, решается с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ производства;
    3. «Для кого производить?» — например, решается в соответствии с платёжеспособностью покупателей.

    Вернуться к каталогу материалов


    Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте


    Познакомьтесь с высказыванием ученого-экономиста В. Леонтьева. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра». Назовите тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев. Перечислите две экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно, и две экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства.

    Ответ

    1.
    Тип экономической системы, о которой говорит Леонтьев, — рыночная экономика.
    2. Экономические проблемы, которая эта система способна решать самостоятельно:
    1) Создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объёмом и структурой потребностей).
    2) Обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя.
    3) Ограничение возможностей возникновения монополий.
    4) Создание стимулов к труду.
    3. Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:
    1) Обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества).
    2) Обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом.
    3) Регулирование внешних (побочных) эффектов.
    Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо- или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

    Вернуться к каталогу материалов


    Литература для самоподготовки

    Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты



    Уроки «Российской электронной школы»

    - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 11 КЛАСС Урок 12. Виды и функции рынков


    Фоксфорд

    - Собственность и её формы

    ЕГЭ

    - ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.


    - Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение


    - Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Открытый банк заданий ЕГЭ / ФИПИ


    ОГЭ

    - ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова


    - Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ - Баранов П.А.


    - Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова


    - Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль


    - Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.


    Вернуться к каталогу материалов